Гудит вентилятор, Что делать.
Что же делать, если в системнике гудит вентилятор. А все просто. Сперва определяем который именно вентифлюр гудит. Обычно, как минимум они стоят: в блоке питания, на процессоре, а также на видеокарте, + опционально, корпусные и прочие. Определил какой именно гудит!
Терерь, скорее всего понадобятся следующие материалы: - отвертка (1-2 шт) - бумажный скотч (1 моток) - кисточка (1 шт) - шприц (1 шт) - смазка (1 пузырек) - пинцет (1 шт) - бензин ("Калоша" 1 л)
Смазку надо использовать силиконовую (надолго хватит). Качественная смазка Panasonic. Я применяю силиконовое масло "ПМС-100", "ПМС-200" или "ПМС-5". Число показывает уровень вязкости. Диапазон температур -50+200 С. Неагрессивно, не растворяется в воде и спирте. Цена 15-20 руб за флакон. ИМХО лучший выбор.
1. Проще всего открутить сам вентилятор от радиатора. Для этого аккуратно, без лишнего давления, отвинчиваем саморезы. Предварительно отключив разьем питания от платы. Сняв его, тщательно, кисточкой и продувкой губами, очищаем всю пыль (лучше это делать не рядом с компом .
2. Переворачиваем вентифлюр крыльчаткой вниз, а там, где подводятся провода питания и наклейка - вверх. Отклеиваем эту наклейку (хорошо отделяется лезвием). Во многих вентиляторах канал вала частенько бывает закрыт пластмассовой крышечкой. Ее надо чем-то поддеть. Можно нажимая плоской отверткой на край, но я пользуюсь иглой - наколол и снял.
3. Подшипники качения (скольжения) надо не только прочистить, но и промыть высококачественным бензином (для зажигалок, для чистки одежды и т.д.). Шарикоподшипники вообще в смазке не нуждаются, правда без неё шумней работают. Набираем полный шприц бензина. Промываем под давлением всю полость. Проделываем это пару раз, держа полостью вниз, для стекания грязи.
4. Дальше все в полном соответствии с пунктом СМАЗКА.
5. Смазали. Берем нашу наклейку, если есть бумажный клей, то приклеиваем на ее законное место, предварительно обезжирив его, если же клея нету, то выкидываем наклейку, берем скотч, вырезаем из него кружок и заклеиваем вместо наклейки.
6. Теперь задача стоит в привинчивании кулера обратно к радиатору. Помним, что нажимать вниз можно лишь в ограниченных пределах. Так что рекомендуется аккуратность.
СМАЗКА
Выбор смазки. Здесь следует учитывать два разных варианта конструкции кулера. В дешевых моделях вращается только вал с пропеллером, со стороны корпуса подвижных частей нет. В моделях подороже используется шарикоподшипник со стороны корпуса, для уменьшения трения и шума. Смазки в этом аспекте можно разделить на две группы – жидкие и консистентные. В варианте без подшипника можно использовать оба типа. Жидкая смазка – различные масла - обычно всегда под рукой. Но рабочий цикл жидкой смазки в кулере коротковат – за полгода вся смазка вытечет/загустеет и процедуру придется повторять. Для кулера с шарикоподшипником жидкая смазка и вовсе не подойдет, так как может затечь в подшипник и привести к проскальзываниям, что приведет к сильной вибрации и дополнительному шуму. Так что имеет смысл прикупить аморфной (консистентной) смазки. Долгое время с успехом применяется немецкое средство для швейных машинок торговой марки Bechem. Заядлый автолюбитель, с не меньшим успехом использует многофункциональную смазку Golden Pearl.
Что не следует применять для смазки:
Вазелин. Он не рассчитан на такие обороты и быстро теряет свои свойства. Вдобавок при длительном простое вазелин загустевает и может тормозить вал при включении.
Автомобильные моторные масла. Они создаются с расчетом на работу в условиях высокой температуры, которой в кулере не создается. От этого их смазывающие свойства не раскрываются полностью. Кроме того, из-за присадок они могут оказаться агрессивными к пластмассовым элементам. Но автомасла для других узлов использовать можно.
Жидкое швейное масло. Рассчитано только на работу в среде металл-металл и низкие обороты. Как собственно и любые другие бытовые смазки.
Любые маслянистые жидкости, типа солярки и прочих. Любая жидкость, содержащая сернистые присадки разрушает пластик. Ещё раз вспомните что в вентиляторе большие обороты и трение между пластмассой и металлом.
К сожалению, иногда прочистка не помогает устранить шум. В дешевых кулерах втулка делается из пластмассы. За год-два (или при использовании эрзацсмазок) вал расточит такую втулку и начнет болтаться в ней - тогда шум станет постоянным. Другая причина непрекращающегося гула – повреждение крыльчатки. Результат столкновения с чем-то, например шлейфом IDE, пальцем . Если лопасть повреждена, образуется область турбулентности, вызывающая завывание воздуха и вибрацию. Так что если прочистка и смазка не помогают, имеет смысл задуматься о покупке нового кулера.
В завершение упомяну, что может появиться желание ограничиться просто капаньем масла в канал вала. Это вроде бы и дает эффект, но из-за того, что грязь и остатки старой смазки не удалены, новая смазка быстро придет в негодность. Вдобавок излишний объем разбрызгается в радиатор, мотор кулера, а то и на саму плату, пачкая их и превращая в пылесборник. Кроме того, масло в этом случае также заливает и шарикоподшипник, так что делать это настоятельно не рекомендуется.
Дополнения:
Полная разборка Берем вентилятор, отклеиваем наклейку с внутренней стороны. Видишь шайбы и контрошайбы? Аккуратно снимай их при помощи пинцета, только не потеряй (они имеют свойство улетать в неизвестном направлении). Снимаем стопор, за ним иногда бывает еще черное резиновое колечко, его тоже надо снять. Шайбы хорошо держатся на пальце. Положи куда-нибудь на видное место. Легким движением руки снимаем снимаем крыльчатку.. Теперь чистим вентилятор. Пропеллер держится на штырьке, вот этот штырек и смазываем смазкой. Затем ставим на место пропеллер, одеваем контрогайку и шайбы.
А в конце рожа, с которой обычно чистят вентиляторы. Самое главное - сделать вид, что знаешь, что делаешь.
|