Ну,и насчёт пародий мнение эксперта,чтобы не было вопросов:
Эссе в семи пунктах. В нём я делюсь личным опытом работы в жанре пародия. Особенно полезно обратить внимание на пункт 07. Авторское право.
01. ПАРОДИЯ – ВИД ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КРИТИКИ.
Юмор, сатира – рычаги пародии, Меня толкают к пародированию:
— авторская сЛЯПЫта (каламбур на известный термин "авторская слепота")
— стилевая вычурность или напыщенность, ноты кокетства, тщеславия, нытья, обиды и прочее, творящее дисгармонию
— оригинальный, вразрез автору, взгляд пародиста на ситуацию.
— самобытный авторский стиль хрестоматийного автора, который хочется сымитировать, доведя до шаржа. Ряд литераторов определяет такие пародии как жанр «подражание». Вопрос спорен. Если шарж очевиден, какое же это подражание?
02. ЛЯПЫ. От ляпов, видных всем, могут родиться довольно кусачие "пародии на ляпы" — см.
http://stihi.ru/2010/06/17/6446. Классиком в таких пародиях был Александр Иванов — см.
http://clck.ru/W/18Ff503. ДИСГАРМОНИЯ. От дисгармонии авторской, очевидной читателям, также рождаются пародии, которые я называю "пародии на вкус и мнение". Как известно, о вкусах спорят идиоты. Поэтому данный сорт пародий суть тест на IQ и чувство такта, как автора пародии, так и читателей.
Бывает ведь дисгармония только в голове лишённого позитивной этической базы пародиста с комплексом Герострата. Они "рождают" сортирного свойства писания с переходом на личность. Таких я называю "пародистами-пердунистами".
Как пример "пародий на вкус и мнение" в личном творчестве приведу свою на стихи одноклассницы — см.
http://stihi.ru/2010/06/20/601704. СИТУАЦИЯ. Особенно мне интересен третий вид пародий, я их называю ситуационные пародии. Здесь пародист как бы притворяется, что не понимает мысль первоисточника
Для меня пародирование – общение с автором, стимулирование к совершенствованию, к самоиронии, к жизнелюбию, где уместно. Я счастлив, что Евгений Титаев, на стихи которого я написал цикл удачных пародий, поблагодарил меня. Такие отзывы дорого стоят, как говорят в родной Одессе, где я ни разу не бывал.
"Спасибо, тёзка. Мне ваша пародия понравилась. В ней много доброго юмора… У одного поэта я вычитал интересную мысль, что поэзия – это игра в смыслы… А пародия – в чём-то даже больше игра, чем оригинал, на который она написана. Вы замечательно сыграли. Жму руку. Удачи вам. Евгений ТИТАЕВ. Евгений Титаев 02.11.2011 01:13" см. —
http://stihi.ru/2010/08/01/101105. УМНО ЛИ ШАРЖИРОВАТЬ ПАМЯТНИК? Достоинство пародии на "памятник" в комизме имитации стиля, не в обыгрыше "ляпов", от которых НИКТО не застрахован. И у Олжаса Сулейменова (долгих лет, дорогой земляк!) "С деревьев красные сползают ливни" – "жареный лёд", и Александр Пушкин "великолепными коврами" рисует "белым по белому", и у Есенина ветер, разметая, сметает листья в один ком… суть авторская слепота или эпатаж.
Пародии такого рода похожи на игру Герострата. Но риск благородное дело. Вот "подражание" Иосифу Бродскому —
http://stihi.ru/2010/05/25/708 За него мне уже досталось от фанатов.
06. ПАРОДИЯ И САМОСТОЯТЕЛЬНОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ НА ТЕМУ
Главное назначение пародии вызвать улыбку, опираясь на первоисточник, шаржируя его. Но если в пародии мало точек соприкосновения с оригиналом, то их можно считать пародиями лишь номинально. У "пародистов-пердунистов" много таких "пародий". Но есть яркие и самодостаточные художественно ценные произведения, обозначенные как пародия. Если убрать цитату, то читатель получит даже более яркое эстетическое впечатление.
07. АВТОРСКОЕ ПРАВО. НЕ ШУТИТЕ С ЗАКОНОМ!
Очень часто на сайте публикации нарушают авторское право.
н а ч а л о ц и т а т ы
******************
"Статья 1274. Свободное использование произведения в информационных, научных, учебных или культурных целях
1. Допускается без согласия автора или иного правообладателя и без выплаты вознаграждения, но с обязательным указанием имени автора, произведение которого используется, и источника заимствования:
1) цитирование в оригинале и в переводе в научных, полемических, критических или информационных целях правомерно обнародованных произведений В ОБЪЕМЕ, ОПРАВДАННОМ ЦЕЛЬЮ ЦИТИРОВАНИЯ, включая воспроизведение отрывков из газетных и журнальных статей в форме обзоров печати;"
******************
к о н е ц ц и т а т ы
В Законе я выделил ЗАГЛАВНЫМИ БУКВАМИ положение, которое нарушают неопытные авторы. Оно комментируется так на семинарах работников издательств и электронных СМИ: — "Объём цитирования НЕ ДОЛЖЕН ПРЕВЫШАТЬ объёма авторского текста и компиляции".
Тут рекомендации для авторов в www:
а) /самое простое/ – ставить только ссылку на первоисточник;
б) /для мастеров/ – уметь цитировать с явно обозначенными купюрами и писать свой текст хоть на строчку больше.
Наш сайт в пункте 3.1 из 3. Порядок публикации произведений ДОГОВОРА с автором недвусмысленно требует:
"3.1. Размещаемые произведения должны быть созданы автором, имя которого указано на авторской странице. Цитирование текстов других авторов допускается только в объемах, оправданных целью цитирования, в соответствии со Статьей 1274 Гражданского Кодекса РФ. При оформлении пародий, ОБЪЕМ ЦИТАТЫ НЕ ДОЛЖЕН ПРЕВЫШАТЬ ОБЪЕМ ПАРОДИИ, либо вместо воспроизведения текста исходного произведения лучше установить на него гиперссылку".
При поступлении жалоб в службу модерации произведение удаляется, а на почтовый ящик приходит письмо от робота с формулировкой о нарушении авторского права.
Лично испытал. Удалили раскрученную пародию, в которой объём цитирования и самой пародии на глазок совпадали. Нарушать закон пахнет судебным иском в первую очередь для сервера. Вместе с тем "доброжелатели" не "капнут" – модераторы не пошевелятся. Ведь таких нарушений – сплошь и рядом. Потому, если у Вас грохнут какую-нибудь вещь, поздравьте себя с началом известности. Лично я грохнутую пародию восстановил, оформив по правилам (сократил объём цитирования до минимума). То же делаю всегда.
Все авторы данного сайта при регистрации обязывались соблюдать Договор, возлагающий известные правовые и моральные обязательства. Но наплевательство к Договору всеобще. К сожалению, известными авторитетными авторами и клубами сайта систематически ведутся конкурсы пародий, в которых не инструктируют конкурсантов в области авторского право. Этим лишний раз ставят администрацию сайта под удар, умножая правовой нигилизм. Кому это выгодно?
08. ССЫЛКА НА ПЕРВОИСТОЧНИК. Такая ссылка обязательна. Но есть пародии по материалам журнальных и газетных, неэлектронных публикаций, на них невозможна гиперссылка. На www-публикации сослаться легче, что и требует этот сайт. Впрочем, секрет Полишенеля, сам сайт делает неактивными в публикациях некоторые "не выгодные" ему ссылки. Сам автор может дать внешне правильную, но не активную ссылку. Всего не расскажешь. Понимающему достаточно, как говорили древние.
Святое право автора в www править свои тексты. Помню публикацию. В процессе правок ввёл комический фрагмент. Автор "Конкурсы Пародий" (
http://stihi.ru/avtor/kp123kp) не мешкая включил стих в конкурс пародируемых "банальных произведений, появляющиеся на вершине "рейтинга". Вначале озадачился: со сковородки блин стянули! Выложили на чужой странице то, что я уже поправил и не раз. Ведь даю анонсы на ГС, чтобы хамская, злобная, резкая, только повышающая Индекс цитирования в WWW, критика указала на слабые места. Здраво рассудил: удостоен чести взаимного ПИАР. Кто не понимает таких вещей, обречён плавать по мелководью.
И в заключение правило. Чем ярче первоисточник, тем ярче пародия. Писать пародии на пиитов — напрашиваться на успех среди пиитов же. Стоит ли, коллеги, плавать по мелководью?