В разных книгах, изданных в XIX веке, мне довелось прочитать несколько преданий о селе Голдаевке. Несмотря на то, что эти предания не являются подлинными историческими документами, они все же представляют некоторый интерес и для нас. Вот краткое изложение некоторых из этих преданий.
В середине XVII века (где-то около 1660 года) царь Алексей Михайлович осмотрел Урывскую крепость, построенную для безопасности Воронежа от татарских набегов и населенную военными людьми разных статей. В крепости он увидел много инвалидов, получивших увечье при отражении татарских набегов. И царь приказал: на склоне горы, отделявшейся от Урыва только ручьем Змайловым, построить на казенный счет 40 хат и переселить в них семейных инвалидов, которым было тесно жить в крепости. Эти хаты, построенные на месте называвшемся «галдой» и положили начало новому населенном пункту.
Название нового населенного пункта произошло от следующего факта. В первые годы существования крепости Урыв, в одной версте от нее, на горе была устроена башня. Недалеко от башни, на суходоле, где ныне Голдаевка, жила вдова. На эту вдову была возложена обязанность с этой башни вести наблюдения и подавать «через выставку флага» знаки - сигналы о набеге татар, работавшим в поле жителям Урыва. У этой вдовы было много свиней. По вечерам, с той же башни, она своим зычным голосом созывала с полей в катухи бродивших там свиней. И всегда надоедала жителям. А потому сначала -вдову, а потом и все место, где она жила, стали называть галдою (от слова галда — крик), а появившиеся там селение — Голдаевкой. Вскоре после заселения Голдаевки инвалидами из Урыва (около 1679 года) туда были переселены из Коротояка еще и черкасы (выходцы из Украины). По-видимому в то же время в Голдаевке была построена деревянная церковь, в дар которой парь Алексей Михайлович прислал икону в серебряной позлащенной раме, цветную и постную книги. С появлением церкви населенный пункт Голдаевка, как имевший свой приход, стал именоваться селом. Деревянная церковь в 1872 году сгорела, а на ее месте в 1877 году построена каменная церковь, за которой на это время числилось два дома, 33 десятины пахотной земли, сенокосный и лесной участки. Прихожан было 515 душ.

Никольский храм.
Фото Владимира Расторгуева, 2007 г.
В заключение можно сказать, что факты посещения Урыва - крепости царем Алексеем Михайловичем и о жившей на месте Голдаевки вдове, пока не подтверждены документами и могут вызывать сомнения. Все остальное, изложенное в преданиях, соответствует или не соответствует истине.
А. ХАЛИМОНОВ
2 сентября 1982 г.
Название нового населенного пункта произошло от следующего факта. В первые годы существования крепости Урыв, в одной версте от нее, на горе была устроена башня. Недалеко от башни, на суходоле, где ныне Голдаевка, жила вдова. На эту вдову была возложена обязанность с этой башни вести наблюдения и подавать «через выставку флага» знаки - сигналы о набеге татар, работавшим в поле жителям Урыва. У этой вдовы было много свиней. По вечерам, с той же башни, она своим зычным голосом созывала с полей в катухи бродивших там свиней. И всегда надоедала жителям. А потому сначала -вдову, а потом и все место, где она жила, стали называть галдою (от слова галда — крик), а появившиеся там селение — Голдаевкой. Вскоре после заселения Голдаевки инвалидами из Урыва (около 1679 года) туда были переселены из Коротояка еще и черкасы (выходцы из Украины). По-видимому в то же время в Голдаевке была построена деревянная церковь, в дар которой парь Алексей Михайлович прислал икону в серебряной позлащенной раме, цветную и постную книги. С появлением церкви населенный пункт Голдаевка, как имевший свой приход, стал именоваться селом. Деревянная церковь в 1872 году сгорела, а на ее месте в 1877 году построена каменная церковь, за которой на это время числилось два дома, 33 десятины пахотной земли, сенокосный и лесной участки. Прихожан было 515 душ.

Никольский храм.
Фото Владимира Расторгуева, 2007 г.
В заключение можно сказать, что факты посещения Урыва - крепости царем Алексеем Михайловичем и о жившей на месте Голдаевки вдове, пока не подтверждены документами и могут вызывать сомнения. Все остальное, изложенное в преданиях, соответствует или не соответствует истине.
А. ХАЛИМОНОВ
2 сентября 1982 г.