История Острогожска

Исторические периоды:
 

Общие очерки по истории Острогожска
Острогожские земли до н.э.
Н.э. до основания города Острогожска
Основание Острогожска, строительство крепости
Дореволюционный период
Революция, Гражданская война
Становление Советской Власти, довоенный
период
Великая Отечественная война
Послевоенные годы, времена развитого Социализма
Перестройка, развал Союза
Современная история
 

Тематика
 

События
Люди
Архитектура
Исторические документы
Фотографии старинного Острогожска
Фотографии современного Острогожска
Фотографии исторических мест Острогожска
Религии в истории Острогожска
Острогожское казачество
История Острогожского района
Полный архив статей
Архив статей по времени размещения
Поиск
Обсуждение истории Острогожска в Форуме
Острогожский Интернет-портал
Острогожские новости

Острогожск Яндекс цитирования
Острогожск

 
 

 

« Острогожская фалеристика | Острогожская крепость »

 

Если спросить жителя Острогожска, кто такой Яков Кравченко , то ответы можно услышать разные. Один скажет:
- Хирург.
Другой не согласится:
- Не хирург, а писатель.
И оба окажутся правы.
 
Кравченко...Одноэтажный дом по улице Нарского. Едва заслышав шаги хозяина, срывается со ступенек крыльца четвероногий друг Якова Федоровича - охотничья собака по кличке Рой.

- Не дождется, когда отправимся мы с ним на тягу. Только завидит пес: беру я в руки чехол с ружьем, рюкзак, перепоясываюсь патронташем - не отстанет ни на шаг. Прыгает, лает, кажется, светится весь от радости. Знаю, знаю, что сейчас про меня со стороны можно подумать, - прячет в глазах ироническую усмешку Яков Федорович, - многие великие люди были охотниками - Толстой, Тургенев, Левитан, мол, и он - туда же... Но для меня охота, если откровенно, вовсе не дань моде, не блажь, а потребность души, лучший отдых. Молодею от встреч с природой. Красота ведь вокруг такая в наших краях - только успевай подмечать: неповторимы приреченские рассветы, а сколько мыслей возникает у ночного костра на пойменных лугах Тихой Сосны! Не зря, наверное, любили посидеть у огня наши предки. Не удержался я, кирпич за кирпичом - сложил у себя на веранде камин. Теперь он вроде бы как сердце моего дома. Не только греет, но и всю семью, друзей вокруг себя собирает, дарит лучшие минуты человеческого общения.

Этого человека знают в лицо, но особенно знакомы многим его руки хирурга, кого-то излечившие от недуга, облегчившие страдания, а кому-то и спасшие жизнь. Добрый взгляд, доброе отношение к людям, веселый нрав. Все это не возникает вдруг. Если “прокрутить” ленту собственной жизни, у каждого из нас был человек, оставивший в нашем сознании, душе след не только словом или поступком, но и влиянием своей личности, внутреннего мира, духовным опытом...

- Навсегда в память врезался образ отца. Мастеровой сапожник, умнейший и эрудированный человек, несмотря на недостаток образования. Эталон совести, трудолюбия, принципиальности... Потом появились “божества” в медицине.

В Острогожском краеведческом музее довелось полистать летопись земской больницы. Интереснейшие, я вам скажу, материалы сохранены начиная с 1866 года. После революции за трудными для страны временами подзабыли мы о продолжении этой летописи. А жаль. Замечательные страницы вписали в историю острогожские медики, подвижники своего дела. Среди них - удивительной, героической судьбы чекист, участник гражданской войны, хирург И.М.Сенкевич, главврач М.В.Петров, один из первых рентгенологов страны И.В.Стасеев, терапевт, депутат Верховного Совета РСФСР Б.Д.Стрижевский, инициатор создания глазного отделения В.П.Богданов. Счастлив тем, что мне довелось не один год работать с этими людьми. От них тянется ниточка, связавшая меня с моими учениками.

Помню ли свою первую самостоятельную операцию? Такое не забывается. Санитарке нашего отделения пришлось удалить почти половину желудка. По ночам прибегал из дому справиться, как идут дела. На третий день заглянул в палату и обмер: нет больной на месте, одеяло на кровати аккуратно застелено. Оглядываюсь - стоит в дверях моя пациентка: “Доброе утро, Яков Федорович! Как вы себя чувствуете? Что-то, я гляжу, на вас лица нет...”

- Яков Федорович, вот говорят, талантливый композитор, писатель, музыкант... А талантливый хирург? Что это такое?

- Знаете, что писал по этому поводу Крамской? “Талант - штука страшная... для него только и работай, или умри и отвечай перед совестью”. Хирургия - особая область медицины. Случайные люди здесь редки. Любая операция - процесс динамичный, всегда творческий, двух одинаковых не бывает. Случается и так, что уже у операционного стола приходится принимать совершенно неожиданные решения. Готовность на риск, умение молниеносно взвесить все “за” и “против”, решиться в сложившейся ситуации на оптимальный вариант, - наверное, и есть то, что можно назвать настоящей хирургией.

...День клонится к вечеру. Солнечный малиновый диск готов спрятаться за вершинами деревьев. В сиреневом воздухе тихо кружат и опускаются на землю снежинки. Мороз дает о себе знать. Хочется поскорее к домашнему теплу...

- Лет тридцать назад вот в такие же холодные зимние дни во время эпидемии гриппа вручили мне в регистратуре вызовов двадцать. Пурга к тому же разыгралась. Сели мы в сани, не успев захватить никаких теплых вещей. Конь в пути в сугробе завяз, не выдержал. К одиннадцати ночи лишь вернулись. А сейчас что? Сколько знаю случаев, посмотрев на часы, врач снимает белый халат:прием, мол, окончен. И это несмотря на то, что в коридоре еще очередь. Что-то мы тут в воспитании молодых врачей недоглядели. В чем беда? Только обучать, думаю, маловато. Не утерять бы таких качеств, как стремление к добру, милосердию, способность думать о чужих бедах прежде, чем о собственных.

Никакая, считаю, начавшаяся перестройка в здравоохранении и медицине не улучшит дела, пока не упраздним ненужную писанину. То, что сегодня любая больница превращается в учреждение по производству историй болезни, никуда не годится. За бумагами и больного, бывает, не разглядеть. Сколько говорим о том, что положение дел нужно менять, сколько пишем, а толку?

- Скажите, Яков Федорович, у вас в семье есть еще медики?

- Старшая дочь, Марина, заведует глазным отделением в городе Алексеевка Белгородской области, сын Андрей - кардиолог, работает в Воронеже. Невестка и зять - тоже врачи. Вот только жена - учитель русского языка и литературы - первый критик в моих писательских делах.

Щедра острогожская земля на таланты. Писал на ней стихи и растил розы декабрист Кондратий Рылеев, из палисадника отцовского дома бегал на занятия в начальные классы гимназии Самуил Маршак. В центре Острогожска глядит с вершины гранитного пьедестала на своих земляков художник Иван Крамской.

В класс, где учился десятилетний Яша Кравченко, пришел однажды Василий Кубанев. “Любите писать стихи?” - обратился он к своим маленьким друзьям. “Любим!” - ответил дружный хор голосов. “Тогда возьмите лист бумаги и напишите стихотворение о зиме”. Стихотворение Кравченко напечатали в газете “Новая жизнь”, где в те годы В.Кубанев работал.

- Серьезное желание писать пришло значительно позже. Своим учителем как писатель считаю Гавриила Николаевича Троепольского. Для меня этот человек - не только известный земляк, прозаик, автор книг, популярных в нашей стране и за рубежом. Что особенно подкупает, так это тайное признание в нем - поддержать, помочь, чувствовать себя старшим не только по счету лет, а и по принятому по собственной инициативе внутреннему обязательству.

...Профессии врача и писателя очень близки, гуманны, они лечат тело и душу. Герои многих произведений Я.Кравченко - люди, живущие рядом. “Белая сирень”, “Ночь на кордоне”, “Последняя операция”, “На старой мельнице”, “Чистое русло” - список сборников повестей и рассказов, изданных острогожским хирургом в Центрально-Черноземном книжном издательстве, можно дополнить еще одной новой книгой, подготовленной в эти дни к печати. Она - о студентах-медиках первых послевоенных лет.

- Обычно стараюсь не рассказывать о том, что еще в работе, разве что только вам по большому секрету. (Смеется). Ну а если серьезно, в будущем году мне исполнится шестьдесят. Радуюсь заметным переменам вокруг: откровеннее мы стали говорить о том, что накопилось за долгие годы, открыто пишем о том, о чем раньше было вроде не принято. Не выходит у меня из головы образ одного руководителя. Большой человек, любил и знал землю, на которой жил, умел чувствовать себя на ней хозяином. В наши дни такого бы назвали прорабом перестройки.

Небольшая комната приспособлена под рабочий кабинет. Множество книжных полок. Уютно сидеть на старинном, ручной работы диване. Его резные спинки, искусно выточенные из красного дерева, подобрал Яков Федорович как-то на свалке. Отреставрировал - глаз не оторвать. На письменном столе - в заграничных штемпелях конверт. Угадывая интерес, Яков Федорович вынимает из него листок бумаги, протягивает нам.

“Дорогой товарищ Кравченко! публикация вашего рассказа “Перед свадьбой” имела успех прежде всего благодаря художественным достоинствам произведения, которые помог донести до читателя хороший перевод. Разрешите поздравить вас...”

Рассматриваем номер журнала иностранной литературы, издаваемый в Венгрии. Это его редактор прислал письмо из Будапешта в Острогожск. На обложке - фотография Я.Кравченко - хирурга, писателя, человека.

Касюкова Лариса
Источник: "Коммуна" 01.08.2007 г.

На фото: Я.Ф. Кравченко на творческой встрече в Центральной районной библиотеке 30.11.2012 г.

Категория: Люди / печать / rss
Оценить статью: / Средняя оценка: 6

pgt 0.01747 сек. / запросов: 10 / кэширование: выключено
 

 


Использование материалов, опубликованных на сайте, разрешено только с указанием авторства и гиперссылкой на источник: www.ostrogozhsk.ru
Мнение администрации не всегда совпадает с мнением авторов опубликованных на сайте материалов.