Еще век назад во все стороны на многие десятки верст простирался Острогожский уезд. А сам Острогожск, уездный центр, был наиболее крупным в Воронежской губернии, а исторически – наиболее славным. При слиянии Тихой Сосны с Острогощей привольно раскинулся он, «городок уединенный острогожских казаков», как писал о нем поэт-декабрист Кондратий Рылеев, в первой четверти позапрошлого века недолго служивший здесь.
Городок был выстроен в середине века как один из стражей на восьмисоткилометровой защитной Белгородской черте. Крепость опоясывали дубовые стены со многими башнями, из которых выделялась Московская, откуда открывался обзор на десятки верст.
Населили городок-крепость казаки-черкесы, числом более тысячи человек, предводительствуемые Иваном Дзиньковским, не пожелавшие оставаться под властью Речи Посполитой. На Тихой Сосне им было велено «конно, людно и оружно» нести приграничные и иные ратные службы. Они и несли их, за что им представлялась царева милость «всякими промыслами промышлять и всякими товарами торговать беспошлинно, також мельницами и рыбными ловлями и всякими угодьями владеть и шинки держать, и вино курить или шинковать безоброчно».
Прошли годы. В 1670 году острогожские казаки-черкесы поддержали мятежных разинцев: полковник Дзиньковский, прежде знакомый с Разиным, велел открыть ворота крепости и хлебом-солью встретить разинского атамана Колчева. Однако скоро несогласная казацкая старшина во главе с наказным атаманом Герасимом Карабутом схватила мятежников, а дальше с ними поступили соответственно тогдашним временам, нравам и уложениям.
В отечественную историю Острогожск вошел как место встречи в сентябре 1696 года молодого царя Петра Первого и далеко не молодого гетмана Украины Мазепы.
В конце XVIII века город превратился в один из наиболее значительных дворянских, купеческих культурных центров губернии, позже его даже не без шутки, но и всерьез назвали «воронежскими Афинами», и название это вошло в обиход в краеведческой среде.
В конце XIX века вблизи Острогожска пролегла железная дорога от Волги до Украины, и в городке и крае заметно оживилась и промышленно-торговая, и общественно-культурная жизнь. Выросли заводы – чугунолитейный и кожевенный. Открылись земские, церковно-приходские школы, семинарии. К концу века город с пригородными слободами имел более двадцати тысяч жителей, о том свидетельствует «Полное географическое описание нашего Отечества» – солидное издание под редакцией крупнейших ученых того времени.
Ворота городского сада. 1908 год.
Городской сад, располагавшийся на территории, некогда принадлежавшей роду острогожских
полковников, воевод и предводителей дворянства Тевяшовых, упоминается в документах с 1863 года,
когда на его территории был построен «вокзал» – кирпичное помещение для танцев, игр и любительских
спектаклей. В 1880-х годах строительство увеселительных сооружений продолжалось, а с 1897
года в городском саду стали устраивать платные благотворительные гуляния в пользу нуждающихся
учащихся.
Немало среди острогожцев – как уроженцев города, так и житейски, творчески породненных с ним, - людей, истинно достойных памяти. В Острогожском уездном училище получил выпускное свидетельство Николай Станкевич, будущий основатель знаменитого отечественного философского кружка. По окончании Московского университета он не стал служить в столицах, а принял предложение земляков – должность почетного смотрителя Острогожского уездного училища. Предками Станкевича были выходцы из Сербии. И коль заходит речь о «сербских корнях», о сербо-русских связях, следует вспомнить и еще одно, более позднее имя – Серафимы Мадатовой. Она училась в Острогожской гимназии, а после революционных событий перебралась в Югославию; там, вместе с мужем, составила «Сербскохорватско-русский словарь».
В Острогожске – целое созвездие выдающихся имен. Известный в литературном мире своими «Дневниками» академик Александр Никитенко в юности учительствовал в Острогожске, здесь впервые повстречался с Кондратием Рылеевым, который чуть позже в Петербурге принял самое деятельное участие в судьбе Никитенко и помог ему освободиться от крепостной зависимости.
Иван Крамской, будущий великий художник и автор неустаревающей картины « Христос в пустыне», духовный вождь Общества передвижников, родился и рос в маленькой хатке под камышовой крышей на одной из приречных улочек Острогожска.
Ученый и военачальник, военный мыслитель А. Снесарев, писательница Е. Милицына, поэт-переводчик С. Маршак, писатель Г. Троепольский, поэт В. Кубанев, подвижник издательского дела в стране, общественный деятель Б. Стукалин, писатель-сатирик Е. Дубровин, - всем им городок на Тихой Сосне дарил добрый кров.
Есть среди острогожцев имена, известные в сфере космической. В 1934 году стратонавт П. Федосеенко поднялся на воздушном шаре на недостижимую прежде высоту – двадцать два километра. В 1969 и 1974 годах в космос поднимались корабли, командиром которых был А. Филипченко, выросший на острогожской земле.
В XX веке Острогожск перенес и революции, и войны, и иные лихолетья. Знал и созидательные, и разрушительные времена.
Острогожско-Россошанская операция, одна из самых блистательно осуществленных в Великой Отечественной, при меньших, чем у фашистов, силах, развернулась и завершилась на острогожской и сопредельных землях.
Более трети века назад, в бытность работы в воронежской областной молодежной газете, я не раз встречался на острогожской земле и с воинами-острогожцами, и с матерями тех, кто не пришел с войны; встречался также с краеведами, фотографировал местные достопримечательности – торговые ряды, Провал, луг в ветлах у Острогощи. Многих уже нет. И многого нет.
Но жизнь идет и с утратами, и с обретениями, и, разумеется, есть и то, что радует глаз и душу. Благоустроен домик-музей Крамского и открыт памятник художнику. Острогожский историко-художественный музей им. И.Н. Крамского в самом добром смысле просветительствует. Он знакомит посетителей с национальным художественным наследием, и прежде всего, – с творчеством своего земляка. Растит будущих мастеров детская художественная школа.
Старинный герб уездного Острогожска: «В щите, в зеленом поле – златой оржаной сноп, показующий богатые жатвы...» Насчет жатв... по-всякому бывает. Но неизменное – уездной, сельско-деревенской Руси на роду написано – хлеб сеять, растить да жать. Это и делают уездные люди, сельские жители нашего времени.
Виктор Кантемиров
"Славянская душа" №2 (4) • 2005г.