История Острогожска

Исторические периоды:
 

Общие очерки по истории Острогожска
Острогожские земли до н.э.
Н.э. до основания города Острогожска
Основание Острогожска, строительство крепости
Дореволюционный период
Революция, Гражданская война
Становление Советской Власти, довоенный
период
Великая Отечественная война
Послевоенные годы, времена развитого Социализма
Перестройка, развал Союза
Современная история
 

Тематика
 

События
Люди
Архитектура
Исторические документы
Фотографии старинного Острогожска
Фотографии современного Острогожска
Фотографии исторических мест Острогожска
Религии в истории Острогожска
Острогожское казачество
История Острогожского района
Полный архив статей
Архив статей по времени размещения
Поиск
Обсуждение истории Острогожска в Форуме
Острогожский Интернет-портал
Острогожские новости

Острогожск Яндекс цитирования
Острогожск

 
 

 

« Боярский приговор о пожеге полей | Улицы нашего города »

 

Воронежские историки рассказали о версиях скифского прошлого региона.

 
В июле 2015 года археологи обнаружили в Воронежской области несколько артефактов, связанных со скифскими и сарматскими племенами. В центре Воронежа ученые нашли скифскую керамику, под Таловой обнаружилось сарматское захоронение, а в Острогожском районе исследователи из Российской академии наук раскопали скифский курган. Действительно ли легендарные племена жили на землях по Дону и Воронежу, были ли они предками современных воронежцев и соответствуют ли истине расхожие стереотипы о древних кочевниках, корреспондент РИА «Воронеж» выяснила у ученых-историков ВГУ.

Стереотип № 1: «Скифы жили на воронежской земле».
Правда: историки до сих пор спорят по этому поводу.


Скифы – кочевники, в основном выходцы из Центральной Азии, занимавшие степи и отчасти лесостепи Украины и Южной России с VII до начала III вв. до н.э. Долгое время у скифов не было ни городов, ни стационарных поселений. Древние греки называли Скифией территорию от Северного Причерноморья от Дуная до Дона.

Принято считать, что скифы появились в Воронежской области в VII в. до н.э. и обитали здесь до III века до н.э. Этой версии придерживается большинство историков. Но доктор исторических наук, зав. кафедрой археологии и истории древнего мира ВГУ Александр Медведев считает эту тему «сложной и дискуссионной». Он сомневается, обитали ли в Воронежской области именно скифы или родственные им народы.

Что говорят историки:
 "– Ни один античный автор не упоминает о скифах выше низовий Дона. Ученые, называющие все древнее население донской лесостепи скифами, обедняют этим нашу историю. В этих краях жили и другие, родственные скифам народы – гелоны, кочевники будины."
Александр Медведев, зав. кафедрой археологии и истории древнего мира ВГУ, доктор исторических наук.

Медведев не уверен и в том, имеют ли отношение к скифам Частые курганы (на месте Северного района Воронежа) и Мастюганские курганы (в Острогожском районе), считающиеся памятниками скифского времени. По его словам, эти памятники «отличаются от степных скифских и погребальными сооружениями, и обрядом захоронения. У ученых нет серьезных оснований отождествлять курганы со скифами. Возможно, они относятся к народам, родственным скифам».

В Воронежской области известно около 50 скифских городищ. Медведев не исключает, что они могли принадлежать не скифам, а другим племенам скифского времени.

Стереотип №2: «Скифы были монголоидами с узкими раскосыми глазами».
Правда: тип внешности скифов мало отличается от славянского.


Этот стереотип родился из стихотворения Александра Блока «Скифы» есть строчка: «Да, скифы – мы! Да, азиаты – мы, с раскосыми и жадными очами!». При жизни поэта была распространена «монгольская» теория происхождения скифов. Но у скифов была совсем не монголоидная внешность: об этом свидетельствуют их изображения на произведениях греко-скифского искусства IV века до н.э. Судя по ним, чертами лица скифы скорее напоминали славян. Хотя славяне и скифы – не родственные народы.

Стереотип № 3: «Среди воронежцев есть потомки скифов».
Правда: русские – потомки славянских племен и к скифам не имеют никакого отношения.


Славяне и скифы жили в разные исторические эпохи. Кроме того, они относятся к разным языковым группам: язык скифов – древнеиранский, славян – славянский. Однако славян нередко образно называли скифами по географическому принципу: славяне населяли Скифию.

В Воронеже потомки скифов не проживают. Территория Воронежской области стала активно заселяться только в конце XVI – XVII веках, спустя полтора тысячелетия после исчезновения скифов с исторического горизонта.

Что говорят историки:
"– В Воронеже гарантированно нет прямых потомков скифов. Хотя во время переписи населения некоторые даже указывают «скифы» (или «сарматы») в графе «национальность»."

Александр Медведев.


Стереотип № 4: «Скифы и сарматы – родственные народы».
Правда: называть их родственными не совсем корректно.

Сарматы – кочевые скотоводческие ираноязычные племена, населявшие территорию современных Украины и Казахстана в VI—IV веках до н. э. На Верхнем Дону (в Воронежской области) сарматы обитали не ранее II века до н.э. У села Чертовицы Воронежской области расположены курганы, принадлежавшие одному из сарматских племен.

Что говорят историки:
"– Общие черты у этих сарматов и скифов есть, но есть и существенные различия – в материальной культуре, обрядах, языке."
Илья Сафонов, кандидат исторических наук, доцент кафедры археологии и истории древнего мира.

Сходства скифов и сарматов в том, что оба народа – кочевники и оба ираноязычны. Историк Геродот писал даже, что «язык у савроматов (Геродот впервые упоминает сарматов под именем «савроматы» – РИА «Воронеж») скифский, но говорят на нём издавна с ошибками».

Стереотип № 5: «Сарматы уничтожили скифскую державу».
Правда: действительно это основная версия причины гибели Скифии.


В V—IV веках до н. э. сарматы были мирными соседями Скифии, союзниками скифов в войне с Персией. Сарматские отряды часто служили при дворе скифского царя. Отдельные группы сарматов селились на территории Скифии. В III веке до н. э. дружба сменилась враждой и военным наступлением сарматов на Скифию. Постепенно сарматы захватили скифскую территорию.

Считается, что именно сарматы уничтожили скифскую державу. Но Илья Сафонов предполагает, что «скифы могли исчезнуть и в результате природных катаклизмов, возможно, эпидемий».

Занявшие скифскую территорию сарматы прожили на ней до III века н.э. Уцелевшая часть скифского племени осела на прибрежных территориях Дуная и обитала там до гуннского нашествия в IV веке н. э.

Контекст
Участники Донской научной экспедиции – студенты института археологии Российской академии наук – раскопали в районе села Солдатское Острогожского района скифский курган в июле 2015 года. В кургане нашли обломок железного ножа, разбитый греческий сосуд из красной глины и фрагмент золотой ленточки с отверстиями для пришивания к одежде. Несколькими днями ранее при раскопках в центре Воронежа, на территории бывшей усадьбы Быстрыжинских, нашли скифскую керамику. Это позволило археологам предположить, что в Воронеже жили люди, обладавшие предметами скифской культуры.

Сарматское захоронение в Таловском районе нашли репьевские школьники во время археологического слета «Возвращение к истокам», проходившего с 8 по 18 июля 2015 года. Внутри кургана, которому 3,5 тыс. лет, было обнаружено захоронение более позднего периода – III – IV веков до нашей эры. Таких захоронений, сделанных перед самым нашествием гуннов, в регионе мало.

Что говорят историки:
"– Мечи и кинжалы скифских типов – не редкость: число таких находок в наших краях давно перевалило за сотню. Лепной посуды, характерной для городищ скифского времени, и ее фрагментов обнаруживают еще больше. Так что ничего удивительного в находках нет,"

Александр Медведев.

Оксана Кириллова.
Источник: РИА Воронеж

Категория: Острогожские земли до н.э., Люди / печать / rss
Оценить статью: / Средняя оценка: 1

pgt 0.01769 сек. / запросов: 10 / кэширование: выключено
 

 

Купить добор телескопический imperiashop.ru.


Использование материалов, опубликованных на сайте, разрешено только с указанием авторства и гиперссылкой на источник: www.ostrogozhsk.ru
Мнение администрации не всегда совпадает с мнением авторов опубликованных на сайте материалов.