История Острогожска

Исторические периоды:
 

Общие очерки по истории Острогожска
Острогожские земли до н.э.
Н.э. до основания города Острогожска
Основание Острогожска, строительство крепости
Дореволюционный период
Революция, Гражданская война
Становление Советской Власти, довоенный
период
Великая Отечественная война
Послевоенные годы, времена развитого Социализма
Перестройка, развал Союза
Современная история
 

Тематика
 

События
Люди
Архитектура
Исторические документы
Фотографии старинного Острогожска
Фотографии современного Острогожска
Фотографии исторических мест Острогожска
Религии в истории Острогожска
Острогожское казачество
История Острогожского района
Полный архив статей
Архив статей по времени размещения
Поиск
Обсуждение истории Острогожска в Форуме
Острогожский Интернет-портал
Острогожские новости

Острогожск Яндекс цитирования
Острогожск

 
 

 

« Михаил Борисович Тулинов | Острогожская крепость »

 

(1836 - 25 февраля 1894)
 


Панов увлекся фотографическими процессами с 13 — 14 летнего возраста. По примеру своих друзей — Ивана Крамского, будущего художника и Михаила Тулинова -старшего друга, Панов поступил в Петербурге а Академию Художеств. В 1864 году в Москве он открыл свое фотоателье на Петровке в доме Раевской.

В творчестве Панова удачно соединились художественное видение натуры и умение выразить это средствами фотографии. «Художник — фотограф» — звали его современники. В своей фотографической мастерской Панов устраивал выставки фотографических собственных работ. Вот отзыв об одной из них 1868 года: « Московские ведомости»: « Молодой и талантливый художник Панов открыл…чрезвычайно интересную выставку…Выставка эта интересна тем, что здесь можно видеть применение к фотографии различных родов освещения, состовлявших отличительное качество знаменитых живописцев. Так, например, пред вами портрет, освещенный, как у Рембрандта: свет падает весь на одну сторону лица; другая остается в чрезвычайной, но мягкой тени, так что в целом, при необыкновенной гармонии света и тени, портрет получает замечательный рельеф. Рядом другой портрет с совершенно противоположным освещением: все лицо освещено ровным полутоном и не лишено эффектного освещения сверху, — вы узнаете в этой манере подражание Ван — Дейку, портреты которого при необычайной рельефности, верном природе колорите имеют чрезвычайную мягкость и приятность для глаза зрителей. Далее вы видите образчики освещения в жанре Веласкеса и Тициана, менее эффектные, чем у Рембрандта, но зато видно желание выразить каждый мускул лица с полным рельефом и лепкою (техническое выражение живописцев и скульпторов). Но рядом с подражанием этим великим художникам давно прошедших дней вы встречаете у Панова и фотографические подоажания новейшим живописцам; вот портрет, напоминающий Галле и его знаменитые произведения «Смерть герцога Эдмонда», «Торквато Тассо»; освещение падает также на одну сторону лица».

На Политехнической выставке 1872 года в Москве «за фотографические портреты» Панов получил Большую золотую медаль. На выставке 1882 года в Москве отмечено было исскуство фотографа: « Акварель по фотографии доведена до замечательного совершенства и достоинства первоклассного художника — акварелиста», — писали на страницах журнала «Фотограф» в июле 1882 года. В марте — апреле 1886 года Панов издал альбом фототипий по иллюстрациям художника Н.Н.Ге к рассказу Л.Н.Толстого «Чем люди живы». К этому же году относится и поразительного по сложности и живости композиции снимка «Групповой портрет художников — передвижников». Двадцать фигур во весь рост, и каждая в движении. «Одно из выдающихся произведений жанрово — портретной фотографии», — писал об этой работе С.А.Морозов.

В 1887 году в фотоателье у Панова случился пожар, в котором сгорели все негативы художника. На выставке 1889 года он не участвовал и работал только в экспертной комиссии.

Наследие фотографическое Панова — исторически ценное. Его работы всегда привлекали внимание художников, которые часто фотографические работы Панова брали за основу для выполнения литографических и граверных портретов известных поэтов и литераторов.

Источник: photographer.ru


Из книги Т.Н. Шиповой "Фотографы Москвы — на память будущему":

Михаил Михайлович Панов (1836 - 25 февраля 1894), уроженец г. Острогожска; художник; фотограф
Михаил Панов увлекся фотографией лет в тринадцать-четырнадцать, когда она только зарождалась и не очень четкие изображения на бумаге приходилось дорисовывать и подправлять сильной ретушью, акварелью или масляными красками. Приобщил Панова к занятиям фотографией, как и будущего художника Ивана Крамского, земляк и друг Михаил Борисович Тулинов. Дружба с Тулиновым и Крамским сохранилась у Панова на всю жизнь.

Знаменитый исследователь Воронежского края Николай Иванович Второв, изучавший его историю, статистику и этнографию, отправляясь в 1857 г. в экспедицию, пригласил в свою группу художника С.П. Павлова, фотографа М.Б. Тулинова, а раскрашивать фотографии - Михаила Панова, которому шел двадцать первый год. Во время поездки был собран интереснейший материал в виде зарисовок и фотографий - целое собрание народных типов и национальных костюмов Воронежского края. Этот этнографический материал вошел в альбом, которой стал ценным вкладом в науку: изображенные в нем народные костюмы большей частью принадлежали к исчезающим. Основу альбома составили фотографии Тулинова, которые были искусно смонтированы; Панов и Павлов подкрасили "светописные рисунки". Альбом - "тщательно выполненный, редкий пример раннего фотомонтажа в соединении с акварелью...". ъ

Пока Панов учился в Петербурге, его приятель Тулинов, уже московский фотограф, присмотрел другу недалеко от своей мастерской, находящейся на Кузнецком мосту, фотографическое заведение на Петровке, в доме Раевской, принадлежавшее Вагенгейму. В декабре 1864 г. Михаил Панов стал владельцем фотоателье.

В 1877 г. Панов находился как фотограф в Дунайской действующей армии на Балканах; в марте следующего года было заявлено его авторство на фотографические снимки, выполненные в то время...

Фотографические работы Панова привлекали внимание художников, граверов, литографов прошлого века, вызывали большой интерес и в ХХ столетии.

Категория: Люди / печать / rss
Оценить статью: / Средняя оценка: 5

pgt 0.01652 сек. / запросов: 10 / кэширование: выключено
 

 


Использование материалов, опубликованных на сайте, разрешено только с указанием авторства и гиперссылкой на источник: www.ostrogozhsk.ru
Мнение администрации не всегда совпадает с мнением авторов опубликованных на сайте материалов.