(1836 - 25 февраля 1894)

Панов увлекся фотографическими процессами с 13 — 14 летнего возраста. По примеру своих друзей — Ивана Крамского, будущего художника и Михаила Тулинова -старшего друга, Панов поступил в Петербурге а Академию Художеств. В 1864 году в Москве он открыл свое фотоателье на Петровке в доме Раевской.
В творчестве Панова удачно соединились художественное видение натуры и умение выразить это средствами фотографии. «Художник — фотограф» — звали его современники. В своей фотографической мастерской Панов устраивал выставки фотографических собственных работ. Вот отзыв об одной из них 1868 года: « Московские ведомости»: « Молодой и талантливый художник Панов открыл…чрезвычайно интересную выставку…Выставка эта интересна тем, что здесь можно видеть применение к фотографии различных родов освещения, состовлявших отличительное качество знаменитых живописцев. Так, например, пред вами портрет, освещенный, как у Рембрандта: свет падает весь на одну сторону лица; другая остается в чрезвычайной, но мягкой тени, так что в целом, при необыкновенной гармонии света и тени, портрет получает замечательный рельеф. Рядом другой портрет с совершенно противоположным освещением: все лицо освещено ровным полутоном и не лишено эффектного освещения сверху, — вы узнаете в этой манере подражание Ван — Дейку, портреты которого при необычайной рельефности, верном природе колорите имеют чрезвычайную мягкость и приятность для глаза зрителей. Далее вы видите образчики освещения в жанре Веласкеса и Тициана, менее эффектные, чем у Рембрандта, но зато видно желание выразить каждый мускул лица с полным рельефом и лепкою (техническое выражение живописцев и скульпторов). Но рядом с подражанием этим великим художникам давно прошедших дней вы встречаете у Панова и фотографические подоажания новейшим живописцам; вот портрет, напоминающий Галле и его знаменитые произведения «Смерть герцога Эдмонда», «Торквато Тассо»; освещение падает также на одну сторону лица».
На Политехнической выставке 1872 года в Москве «за фотографические портреты» Панов получил Большую золотую медаль. На выставке 1882 года в Москве отмечено было исскуство фотографа: « Акварель по фотографии доведена до замечательного совершенства и достоинства первоклассного художника — акварелиста», — писали на страницах журнала «Фотограф» в июле 1882 года. В марте — апреле 1886 года Панов издал альбом фототипий по иллюстрациям художника Н.Н.Ге к рассказу Л.Н.Толстого «Чем люди живы». К этому же году относится и поразительного по сложности и живости композиции снимка «Групповой портрет художников — передвижников». Двадцать фигур во весь рост, и каждая в движении. «Одно из выдающихся произведений жанрово — портретной фотографии», — писал об этой работе С.А.Морозов.
В 1887 году в фотоателье у Панова случился пожар, в котором сгорели все негативы художника. На выставке 1889 года он не участвовал и работал только в экспертной комиссии.
Наследие фотографическое Панова — исторически ценное. Его работы всегда привлекали внимание художников, которые часто фотографические работы Панова брали за основу для выполнения литографических и граверных портретов известных поэтов и литераторов.
Источник: photographer.ru
Из книги Т.Н. Шиповой "Фотографы Москвы — на память будущему":
Михаил Михайлович Панов (1836 - 25 февраля 1894), уроженец г. Острогожска; художник; фотограф
Михаил Панов увлекся фотографией лет в тринадцать-четырнадцать, когда она только зарождалась и не очень четкие изображения на бумаге приходилось дорисовывать и подправлять сильной ретушью, акварелью или масляными красками. Приобщил Панова к занятиям фотографией, как и будущего художника Ивана Крамского, земляк и друг Михаил Борисович Тулинов. Дружба с Тулиновым и Крамским сохранилась у Панова на всю жизнь.
Знаменитый исследователь Воронежского края Николай Иванович Второв, изучавший его историю, статистику и этнографию, отправляясь в 1857 г. в экспедицию, пригласил в свою группу художника С.П. Павлова, фотографа М.Б. Тулинова, а раскрашивать фотографии - Михаила Панова, которому шел двадцать первый год. Во время поездки был собран интереснейший материал в виде зарисовок и фотографий - целое собрание народных типов и национальных костюмов Воронежского края. Этот этнографический материал вошел в альбом, которой стал ценным вкладом в науку: изображенные в нем народные костюмы большей частью принадлежали к исчезающим. Основу альбома составили фотографии Тулинова, которые были искусно смонтированы; Панов и Павлов подкрасили "светописные рисунки". Альбом - "тщательно выполненный, редкий пример раннего фотомонтажа в соединении с акварелью...". ъ
Пока Панов учился в Петербурге, его приятель Тулинов, уже московский фотограф, присмотрел другу недалеко от своей мастерской, находящейся на Кузнецком мосту, фотографическое заведение на Петровке, в доме Раевской, принадлежавшее Вагенгейму. В декабре 1864 г. Михаил Панов стал владельцем фотоателье.
В 1877 г. Панов находился как фотограф в Дунайской действующей армии на Балканах; в марте следующего года было заявлено его авторство на фотографические снимки, выполненные в то время...
Фотографические работы Панова привлекали внимание художников, граверов, литографов прошлого века, вызывали большой интерес и в ХХ столетии.