История Острогожска

Исторические периоды:
 

Общие очерки по истории Острогожска
Острогожские земли до н.э.
Н.э. до основания города Острогожска
Основание Острогожска, строительство крепости
Дореволюционный период
Революция, Гражданская война
Становление Советской Власти, довоенный
период
Великая Отечественная война
Послевоенные годы, времена развитого Социализма
Перестройка, развал Союза
Современная история
 

Тематика
 

События
Люди
Архитектура
Исторические документы
Фотографии старинного Острогожска
Фотографии современного Острогожска
Фотографии исторических мест Острогожска
Религии в истории Острогожска
Острогожское казачество
История Острогожского района
Полный архив статей
Архив статей по времени размещения
Поиск
Обсуждение истории Острогожска в Форуме
Острогожский Интернет-портал
Острогожские новости

Острогожск Яндекс цитирования
Острогожск

 
 

 

« Снесарев Андрей Евгеньевич | Острогожская крепость »

 

Когда-то на ТВ была передача "Большие родители", правда, там никогда не рассказывалось о родителях простых, таких, как, к примеру, мой отец. Двадцать шесть лет нет его с нами. Он был рабочим и бойцом. Ничего не оставил нам в наследство, кроме завещания быть трудолюбивыми, честными и любить Родину.
 
Всю свою послевоенную мучительную жизнь он повторял слова: "Кому война, а кому мать родна!" Как хорошо я понимаю эту аксиому сегодня, с высоты своей прожитой военной и гражданской жизни. Защищая Родину и трудясь на ее благо, он и не подразумевал, что делает это больше во благо "больших родителей". Они обещали ему "рай на земле", которого он так и не дождался. Наверное, не дождемся и мы "светлого будущего", потому что дети "больших родителей" наследуют их гены.

Сегодня позабыта вся хорошая история и из всех щелей прет сплошной негатив. Даже большие ученые не припоминают такого института в Красной Армии, как "политбойцы". Газета "Правда" писала 2 августа 1941 года: "Политбоец - это цемент, скрепляющий воинов Красной Амии единой волей, единым устремлением победить врага... Политбоец ведет за собой беспартийных..." Они брали на себя самые трудные и ответственные боевые задания. Первыми поднимались в атаку на врага, личным примером увлекая за собой остальных бойцов, первыми и погибали. Я до сих пор ощущаю дрожь в теле, когда вспоминаю рассказы отца о штыковых атаках, в которых он чудом выжил.

Всего за первые шесть месяцев войны в войска было послано 100 тысяч политбойцов - 60 тысяч коммунистов и 40 тысяч комсомольцев. Первые мобилизации членов партии и комсомола были проведены на основе Постановления Политбюро ЦК от 27 и 29 июня 1941 года - "большие родители" сознательно бросали в мясорубку цвет нации, чтобы защитить свои интересы. "Элита" не согласится со мной. Но почему-то сегодня говорят больше о штрафниках, вообще не вспоминая о политбойцах. А я бы назвал политбойцов "штрафниками" начального периода войны, только были они штрафниками не по приговору суда, а по приговору своей совести.

Как рассказывал отец, в партию большевиков (тогда) он вступал по убеждению. В самом начале войны ему было 29 лет, и пошел он в армию добровольцем. Был определен политбойцом на Ленинградский фронт в стрелковую роту, в дни самого яростного натиска фашистов на город. Его боевой путь был коротким - и закончился на Вороньей горе под Питером на Балтийском направлении в декабре 1941 года.

Вот его рассказ.

Политбойцы первыми поднимались в атаку на врага, первыми и погибали. Я до сих пор ощущаю дрожь в теле, когда вспоминаю рассказы отца о штыковых атаках, в которых он чудом выжил

- Рота обороняла высоту Воронья из последних сил. Фашисты жали. Мы надеялись на подкрепление. Высоту никак нельзя было отдавать, с ее вершины простреливалась большая часть Ленинграда. Трое связных, посланных в полк, обратно не вернулись. Вызвался я. Командир роты, еще мальчишка, благословил меня словами: "Отец, на тебя вся надежда!" И я пополз, пули роем проносились надо мной, но, видимо, еще не было моей. На пути в полк увидел и своих товарищей, но уже ничто не могло им помочь. Только вперед! Не знаю и сам, как добрался до штаба полка, доложил. Сказали, что на помощь выступает целый батальон и мне с ним идти. Но мне нужно было поддержать своих товарищей морально, сказать, чтобы держались, помощь идет. Я спросил разрешения и подался обратно в роту один. Где-то на полпути меня и достало. То была моя пуля. Наверное, так бы и сгинул. Но идущие на подмогу бойцы батальона обнаружили меня и отправили в госпиталь. Очнулся через две недели, три месяца не разговаривал, потом меня Дорогой жизни отправили в Вологду, где я с трудом начал говорить. Пуля прошла сквозь голову навылет, и врачи посчитали, что я не жилец. Списали подчистую. В июле 1942 года за мной приехала твоя мать. Чего ей стоило в то время добраться из Острогожска до Вологды и обратно, да еще со мной - заикой, только Бог знает! Врачи посчитали, что я больше года не протяну, а вот уже 40 лет топчу эту землю, потому что люблю жизнь во всех ее проявлениях.

Потом вызвали меня в райвоенкомат и вручили медаль "За боевые заслуги" за N 2667006 - за тот бой. В те дни, когда мы оборонялись, получить медаль было равносильно награждению самым высоким орденом. Это потом, когда погнали фашистов, награды легко давались...

Мы, все трое его детей, которых он своим трудом вывел в люди, хотя и не достигли "карьерных" высот, но стали достойными гражданами своей страны. А написал я эти небольшие воспоминания после беседы с другом, который сказал: "Сейчас молодежь о войне ничего не знает, многие вообще уверены, что победу в той великой войне одержали американцы и англичане". Неужели?

Вадим Кулинченко,
капитан 1 ранга в отставке, ветеран-подводник, ветеран боевых действий, Московская область - Острогожск

Категория: Великая Отечественная война, События / печать / rss
Оценить статью: / Средняя оценка: 5

pgt 0.0167 сек. / запросов: 10 / кэширование: выключено
 

 


Использование материалов, опубликованных на сайте, разрешено только с указанием авторства и гиперссылкой на источник: www.ostrogozhsk.ru
Мнение администрации не всегда совпадает с мнением авторов опубликованных на сайте материалов.