Острогожск

   

 
           

Главная История Туризм Информация Карты Новости Фотогалерея Видео Форум Контакты

     
  Выбор новостей: Самые свежие новости:  

 

Читать в Яндекс.Ленте

Карта раздела Новостей 

Поиск новостей

Новости по Категориям 

Архив новостей 

  • В Острогожске благоустроили сквер рядом с памятником «Женщина-мать, женщина-воин»
  • В Острогожском районе полицейскими задержан подозреваемый в ограблении павильона быстрого питания
  • Отмена режима опасности атаки БПЛА в регионе
  • Воздушная тревога
  • Бешенство в Острогожске
  •      
         
      Острогожские новости:  
     
    « Не депутатское дело- налоги платить | Опубликованы результаты лабораторных исследований проб воды в местах расположения пляжей и зон отдыха Воронежской области »

    10 июля 2009 5730 дней 19 часов назад

     

    В поисках утраченного
    За 102 года существования Острогожского историко-художественного музея имени И.Н.Крамского научная работа здесь была прервана лишь однажды – во время гитлеровской оккупации города.

     

    А начиналось всё с того, что служащий Общественной библиотеки Глеб Николаевич Яковлев предложил правлению библиотеки организовать картинную галерею в память о выдающемся земляке – художнике И.Н.Крамском. Его идею поддержали. И началась работа по созданию музейных фондов. Уже весной 1907 года в Острогожск стали поступать картины, рисунки, скульптуры. Среди авторов-дарителей были такие известные живописцы, как Репин, Куинджи, Ярошенко, Поленов, Маковский, Айвазовский. Собрание постоянно пополнялось произведениями искусства, и к 1941 году в Острогожском музее собралась коллекция, наиболее ценной частью которой являлись живопись и графика русских художников второй половины XIX века. Особо выделялось собрание так называемых парных портретов острогожских помещиков, купцов и мещан, написанных провинциальными живописцами. А ещё в экспозиции была представлена значительная коллекция русского и европейского фарфора, бисерных и гарусных вышивок, золотошвейных покровов и облачений, праздничной крестьянской одежды, нумизматики. - С началом Великой Отечественной войны часть художественных ценностей была вывезена из Острогожска сначала в Воронеж, а потом в Омск, - рассказывает директор музея Наталья Компаоре. – Но только очень небольшая часть. Остались же в Острогожске, и были утрачены – город фашисты нещадно бомбили, и на сохранившейся фотографии наш музей в июле сорок второго стоит без крыши, с обгорелыми окнами, – иконы на дереве, написанные И.Н.Крамским, практически все гравюры, произведения декоративно-прикладного искусства… Когда гитлеровцы захватили город, то в первый же день мадьяры подогнали к музею три автомашины, нагрузили ценностями и вывезли их в расположение своей части. А чтобы скрыть следы преступлений, они изъяли все инвентарные книги, описи и каталоги музейных ценностей. - Можете себе представить, насколько трудновыполнимой оказалась задача по составлению каталога культурных ценностей Острогожского музея, похищенных и утраченных в период оккупации города фашистами, - продолжает свой рассказ Наталья Борисовна. - А так как погиб и городской архив, то списочный состав фондов пришлось восстанавливать по разным источникам, нередко имеющим лишь косвенное отношение к предметам поиска. Но острогожским музейщикам эта задача оказалась под силу: 209 предметов искусства – картин и скульптур – удалось если не вернуть из небытия, то хотя бы восстановить их списочный состав, а некоторые – по сохранившимся фотографиям и каталогам – мы можем даже увидеть. И заслуга здесь прежде всего сотрудников музея Светланы Буйловой, Натальи Компаоре, Людмилы Московой. А в 2005 году в Москве вышел восьмой том «Сводного каталога культурных ценностей, похищенных и утраченных в период Второй мировой войны», который полностью посвящён Острогожскому музею. Листаю книгу –и сердце сжимается от боли, что не увижу работы И.Н.Крамского. Его «Портрет Софьи Николаевны Крамской», «Портрет Михаила Борисовича Тулинова», «Портрет Анастасии Ивановны Крамской», матери выдающегося художника. Только в списках остались 38 работ Льва Григорьевича Соловьева, и среди них такие рисунки как «Переселенцы в дороге», «Сапожники», «Рыболовы», «Привез в город горшки продавать»… Не увидим мы и скульптуры Петра Карловича Клодта, рисунки Александра Алексеевича Бучкури… Но на этом работа по поиску утраченных ценностей не закончилась. Она продолжается и по сей день. Факт сам по себе редкостный: в сорок четвертом году, когда вовсю ещё полыхала Великая Отечественная, и минул лишь год, как Острогожск был освобождён от гитлеровцев, музей имени И.Н.Крамского устроил первую художественную выставку. А называлась она «Война глазами детей». И вот уже в наши дни, когда начинается активная подготовка к празднованию 65-летия Великой Победы, острогожские музейщики провели кропотливую работу, чтобы хотя бы частично воссоздать ту давнишнюю выставку, представить нынешнему поколению зарисовки, сделанные сразу же после освобождения города. Подбитая немецкая техника, орудия, стоящие прямо на улицах или в огородах, хаты с обгоревшими фасадами и без крыш – вот таким видел родной город семнадцатилетний паренёк Жора Чернов, а впоследствии художник и режиссёр народного театра Георгий Михайлович Чернов. Вообще, он был человеком разносторонне одарённым. Ко всему прочему, писал стихи, много публиковался. Был среди авторов той памятной выставки и боец-красноармеец П.Иванов. Его зарисовки касались пригородного села Гнилое. Именно здесь располагался сортоучасток, в котором работал будущий известный писатель Гавриил Троепольский. Вот улица Гнилого с брошенной немцами техникой; вот догорает танк; а вот зарисовка, которая так и озаглавлена – «Трофеи войны». Так же, как и у Георгия Чернова, под каждым рисунком обозначена конкретная дата, когда был он сделан. Кураторы этой выставки Елена Тибикина и Татьяна Чиликина очень органично вплели в повествовательную ткань «Войны глазами детей» работы профессионального художника-земляка Евгения Зубехина. Всю войну он не расставался с блокнотом, в который и вносил фронтовые зарисовки. Дошёл до Берлина. «И вот передо мной горящий рейхстаг, - запишет Евгений Тимофеевич в своём дневнике. - До капитуляции Германии всего четыре дня. Я бродил по Берлину, сделал несколько этюдов. На их основе написал полотна. Это небольшие, сделанные с натуры полотна… Уловил цвет нашей Победы!» Вот на холсте «Бранденбургские ворота», написанные Евгением Зубехиным 7 мая 1945 года. Вот поверженный «Рейхстаг».А вот – «Красноармеец с автоматом». В запасниках музея сохранились плащ-палатки художника и его палитра тех давних лет. И здесь, в музейном зале, среди картин, эти личные вещи художника-фронтовика, выставленные в застеклённой витрине, что удивительно, не воспринимаются как экспонаты. Нет, они – свидетели той грозной военной поры! Музейщикам удалось создать настроение: тревожное и в то же время возвышенное. Последние два-три года для учёного секретаря Острогожского музея Алексея Пилипенко ознаменовались поиском и находками новых, малоизученных документов, касающихся коллективизации в районе. По новым материалам ему удалось достаточно многопланово представить картину «великого перелома» в Острогожском районе. В своём исследовании он приводит документы о выселении зажиточных крестьянских семей. Вот, например, из села Девица: «Просить о выселении из Девицы 72 кулаков, устраивающих по ночам контрреволюционные собрания». И далее Алексей Пилипенко отмечает: «А это не просто 72 человека, а 72 хозяйства, семьи. Для такого села, как Девица, это много. На Лушниковке (когда-то пригородная слобода Острогожска. – В.С.) «двенадцать противников колхозного строя были арестованы и высланы». В колхозе «Потудань» общее собрание бедноты вынесло постановление исключить из колхоза и выслать за пределы области 78 кулацких хозяйств. И так было во всех сёлах… Основанием для зачисления в кулаки могли быть имущество, скот, дом, лучший, чем у других, или просто неверие в колхозы. Причём, за сопротивление коллективизации привлекали к уголовной ответственности. Другая основательная работа музейщика и краеведа Алексея Пилипенко посвящена Колыбельской и Лискинской волостям, принадлежащим когда-то Острогожскому уезду. Историку, например, удалось установить, что наиболее состоятельными помещиками в Колыбелке и Петропавловке были Тевяшовы, владевшие 1125 десятинами земли, в Щучьем – Вулферт, у которых числилось 1339 десятин, Чертковы – в Николаевке, где имели 1023 десятины земли. «Наиболее доходным было хозяйство Тевяшовых в Колыбелке, - отмечает Алексей Пилипенко. – Именно здесь и у Станкевича, владевшего 310 десятинами земли в этом же селе, было развито тонкорунное овцеводство». А вот ещё пример того, как совместный поиск острогожских музейщиков и художников позволил вернуть, казалось бы, напрочь утраченный промысел народного искусства. Но всё по порядку. С тех самых пор, как в Острогожске появились художественная школа и Дом ремёсел, с того самого времени и завязалось творческое сотрудничество педагогов и музейщиков. И выражается оно прежде всего в том, что в залах музея периодически проходят выставки работ учащихся и педагогов. Одна из выставок проходит в эти дни, и названа она «Острогожские узоры». На этот раз педагоги художественной школы, которая, кстати, как и историко-художественный музей, носит имя Ивана Николаевича Крамского, представили керамические игрушки-свистульки, предметы повседневного быта из лозы, авторских кукол, рушники. Неспроста экспозиция называется «Острогожские узоры». В своё время педагог Любовь Усова по трём чудом сохранившимся в музее свистулькам села Шубного смогла восстановить традиционную крестьянскую игрушку, бытовавшую в Острогожском уезде. Сама же мастер, используя эту традицию, естественно, пошла дальше, наделяя её своим индивидуальным видением. Игрушка Усовой – это скульптурные портреты людей, живших в наших краях в середине-конце девятнадцатого века. Собственно, из глиняных фигурок можно воспроизводить живые сценки крестьянской жизни и быта той далёкой поры: вот мужики в кожухах (замечу, что полушубки на них настолько точны по воспроизведению, в проработке деталей, что диву даёшься) о чём-то балагурят, а вот товарки в кичках и понёвах вышли за ворота; петухи голосят, дворняги почтили своим присутствием – и радостно взвизгивают при виде хозяев.Художник-керамист Любовь Усова предельно достоверна в передаче индивидуальных характеров. Это особенно ярко видно в её триптихе «Супруги Пушкины». У Натальи Миньковой – совсем иной стиль. Её игрушки – авторские, но истоки их – народные. Шесть лет назад Наталья Минькова за своё творчество и подвижническую деятельность стала лауреатом «Золотого фонда Воронежской области: Новые имена -2003». Представляя на выставке работы Усовой и Миньковой, авторские куклы Натальи Рублевской и Светланы Устиновой, рушники Дины Бычковой, музейщики задались ещё одной целью: наглядно показать, как подобная красота рождается, как художник от замысла приходит собственно к тому, что называется произведением искусства. И это им удалось. На многочисленных снимках детально запечатлен процесс работы художника-керамиста. г.Острогожск.Автор: Виктор СилинИсточник: «Коммуна», № 97 (25331), 09.07.09г.Дата: 09.07.2009


    категория: Новости культуры. / печать / rss острогожских новостей / оценка: 5
    оценить новость:

     

     

         
    pgt 0.125 сек. / запросов: 11 / кэширование: выключено
    Острогожск Яндекс цитирования   Яндекс.Метрика     Острогожский авторынок   Острогожск-Инфо     Технолюкс

    Copyright © 2004 www.ostrogozhsk.ru

    Использование материалов, опубликованных на сайте, разрешено только с указанием авторства и гиперссылкой на источник- www.ostrogozhsk.ru

    Мнение администрации не всегда совпадает с мнением авторов опубликованных на сайте материалов.