Всякий раз, заправляя свой автомобиль, вы оставляете в кармане хозяина автозаправки до 20 процентов. То есть если залить полный бак, что стоит, например, 800 рублей, то в карман владельца АЗС попадет до 160 рублей. Такая астрономическая рентабельность в сбыте бензина существует только в России. Сегодня у производителей на заводе 92-й бензин стоит 7 рублей 34 копейки, за литр, на АЗС цены вплотную приблизились к 20 рублям, а кое-где и выше. У нашего нефтяного рынка свои, одному ему ведомые законы. Во всем мире если падает спрос на бензин – снижаются и цены. У нас – не поверите – растут! Ценам на российских АЗС абсолютно все равно, что происходит в мире, как меняются спрос и предложение на “черное золото”. Например, прошлой осенью цены на сырую нефть впервые за последние годы рухнули почти на 30 процентов – один баррель подешевел сразу на 25 долларов. Что сделали владельцы автозаправки во всем мире? Правильно – снизили цены на топливо. Как повели себя наши? Ценники никто не поменял. Только самые совестливые хозяева АЗС снизили цену на бензин на 2–3 копейки. Уж СМИ сколько писали о безобразии с топливными ценами, о картельном сговоре “нефтяных королей”. Дело ни с места! И все-таки правительство наконец вознамерилось прищучить спекулянтов топливом. С 13 мая в России вступили в силу “оборотные” штрафы за нарушение антимонопольного законодательства. Что это значит? Если раньше нарушители антимонопольного законодательства платили штрафы в МРОТ (что на самом деле составляло для них сущие копейки), то теперь единица измерения денежного взыскания другая – фиксированный процент от оборота компании за год, предшествующий нарушению. Изначально ФАС просило наказывать компании за злоупотребление доминирующим положением – от 0,5 до 2 процентов и за картельный сговор – от 2 до 4 процентов. Правительство снизило планку. Новый закон гласит, что с 13 мая “за нарушение антимонопольного законодательства недобросовестным компаниям придется заплатить от 1 до 15 процентов выручки от реализации товара, на рынке которого было совершено правонарушение. То есть сумма “оборотных” штрафов снижена в разы. Хотя и это уже достижение. Что будет с ценами дальше? Поползут вверх – считают специалисты. Сейчас они растут в среднем на 0,1–0,2 процента в неделю. А штрафы и по новому расчету вряд ли заработают, ведь картельный сговор практически невозможно доказать. И мы по-прежнему будем переплачивать за литр бензина по 2–3 рубля.Владимир РасторгуевПо материалам газеты "Сельская жизнь"